ДЕТСКАЯ ШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЭВРИКА"
Модель школьного самоуправления «Детская школьная организация «Эврика»» предполагает сотрудничество всех уровней школьного самоуправления: ученическое самоуправление, администрации, педагогического коллектива школы, родительского комитета, предусматривает возможность для учащихся школы участвовать в самоуправлении на каждом уровне.
Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления осуществляется на 3-х уровнях:
· Организационно-методический
· Нормативный
· Психолого-педагогический
I. Организационно-методический уровень включает в себя:
· составление общей программы действий, с акцентом на цели, выбранные самими детьми;
· совместная работа в самоуправлении детей и педагогов в решении проблемных ситуаций;
· согласование всех действий детей и педагогов в рамках педагогического общества;
· осуществляется методическая помощь педагогов членам самоуправления.
II. На нормативном уровне осуществляется:
· разработка документов, предусматривающих сотрудничество детей и взрослых на основе взаимной ответственности, позволяющих членам самоуправления реализовать свои функции;
· четкое разграничение органов самоуправления при организации конкретной деятельности.
III. На психолого-педагогическом уровне осуществляется:
· установление атмосферы сотрудничества между педагогом и учащимися, позволяющей наиболее эффективно решать поставленные задачи;
· соблюдение этических норм во взаимоотношениях и нахождение компромиссов в решении проблемных ситуаций;
· повышение уровня педагогической культуры и реализация демократического стиля руководства в отношении учащихся;
· создание творческой обстановки для выражения интересов и мнений.
С органами власти ученического самоуправления тесно взаимодействуют педагогический коллектив школы и администрация. Непосредственными консультантами ученического самоуправления являются заместитель директора по воспитательной работе и организатор. Также совместную работу осуществляют заместитель директора по учебно-воспитательной работе и организатор (советы «Знание» и «Дисциплина и порядок»), преподаватели физической культуры (совет «Спорт»), преподаватели ИЗО и биологии (совет «Дизайн»), библиотекарь (совет «Друзья книг») и т.д.
Педагог, работающий с подростками, должен помнить, что нельзя подменять подростков там, где они сами могут справиться; необходимо иметь выдержку, терпение и готовность поддерживать идеи ребят, инициативу, опираться на них; важно уметь уважать решения ребят и помогать им их реализовывать; нужно избегать прямого нажима даже тогда, когда мнения и действия ребят кажутся ошибочными; стараться разъяснять, убеждать; научиться видеть не только внешнюю сторону, явные проявления всех и каждого, но и узнавать ценностные представления, побудительные мотивы, ожидания, интересы, настроения для создания условий самореализации и саморазвития подростков. Существуют различные стили поведения взрослого в подростковой и юношеской среде. Наиболее эффективным будет участие педагога, если он в зависимости от данной конкретной ситуации продемонстрирует адекватный стиль руководства и проявит необходимые качества личности.
Во главе исполнительного органа ученического самоуправления и «Школьной организации «Эврика» в Безыменской общеобразовательной школе стоят президент и вице-президент. Они присутствуют иногда на планерках администрации, взаимодействуют с завучами и директором школы, координируют работу органов самоуправления. Президент и вице-президент в работе опираются на Совет Координаторов, который состоит из советов по конкретным направлениям деятельности. Советом выполняется большая часть лидерской работы. Совместно с Советом Координаторов осуществляет свою работу Совет Лидеров.