Фотогалерея
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретил новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Начальный период обучения в 1 классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее развитие, обучение и воспитание.
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми.
Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям.
В адаптационный период некоторые дети очень шумны, кричат, носятся по коридору, а когда удается “улизнуть” со своего этажа, то и по лестницам. На уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно. Другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут: у некоторых детей нарушается сон, аппетит , они становятся очень капризны, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам , книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать.
Анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, можно выделить ее формы:
1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье.
2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его "взрослости", предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка.
3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).
От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизическое состояние будущего ученика. Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе отмечается в первом полугодии обучения. Однако установлено, что у 20 - 30% шестилетних детей этот процесс не завершается в течение первого года обучения.
Родители первоклашек, будьте готовы! Ваш малыш стал школьником. А это серьезно.
Мамам и папам кажется, что главное для будущего первоклашки – уметь читать, писать и считать. Но очень часто дети, которые прекрасно подготовлены учебным навыкам, плохо учатся в первом классе. И это потому, что они не готовы к новой жизни – режиму, общению, конфликтам, самостоятельности, ответственности. Пусть буквами и цифрами займется учитель, а вы подготовьте своего ребенка морально. Было в нашем детстве такое выражение: «Школа – второй дом». Действительно, школа – это особый мир, в котором не так просто освоиться. Как помочь маленькому ученику?
1. Прежде всего, обратите внимание на режим дня. Если привык поздно ложиться и вставать в 11, то резкая смена режима станет для него большой нагрузкой. А сейчас первоклашке должно быть удобно и комфортно.
2. Очень полезно дома поиграть «в школу», пройдя типичные школьные ситуации. Можно заранее научить малыша быстро собирать портфель, находить там все нужное и не бояться задать вопрос учителю.
3. Если ребенок не радует оценками, не стоит ругать его за это и за ошибки. Говорите, что главное для него – узнавать в школе новое и интересное.
4. Не сравнивайте малыша как с другими учениками, так и с собой, говоря о своем успехе в учебе. Важно сразу объяснить, что ошибаться – это нормально и это обязательная часть учебы. Кроме того, ребенок должен знать, что вы всегда рядом и поможете справиться с трудностями.
5. Юного ученика как можно чаще хвалите, даже за самые маленькие достижения, успехи или просто за старание.
6. Проверьте, чтобы одежда у первоклашки была удобной, чтобы все пуговицы, шнурки и молнии он умел застегивать-расстегивать самостоятельно.
7. И последнее – тяжеленный портфель вреден не только для детской спины. Он может стать мрачным символом строгого школьного бытия. По новым санитарным правилам, вес ежедневного комплекта учебных и письменных принадлежностей в первом-втором классах не должен превышать 1,5 килограмма. А в целом, согласно рекомендациям врачей, вес портфеля вместе с содержимым не должен превышать 10 процентов массы тела своего хозяина.
Дорогие первоклассники!
Приветствуем вас в нашей школе! Теперь это ваш второй дом, где вы будете учиться постигать новые, сложные науки, научитесь читать и писать, дружить, помогать своим друзьям-одноклассникам. Школа - это целая жизнь, яркая и интересная, которую вы будете вспоминать с теплотой, когда подрастете.
|